Перспективы международного сотрудничества в рамках БРИКС стала новой темой для обсуждения на площадке федерального Экспертного клуба.
Поводом для обмена мнениями стал стартовавший в Йоханнесбурге XV саммит РИКС. Выступая на деловом форуме БРИКС, Президент России Владимир Путин заявил о важности развития связей входящих в объединение стран для улучшения ситуации в мировой экономике в целом.
В обсуждении приняли участие и брянские эксперты.
Зампред Общественной палаты Брянской области Максим Попов акцентирует внимание на направления совместного развития стран БРИКС, о которых сказал Владимир Путин. Во-первых, это строительство топливных терминалов, портов-хабов для стыковки с автомобильным и железнодорожным транспортом, расширение ледокольного флота для развития Северного морского пути. Во-вторых, это создаваемый Россией и предназначенный для международного использования транспортный коридор «Север – Юг», который соединит российские порты на северных морях и Балтике с морскими терминалами на побережье Персидского залива и Индийского океана. Ключевым моментом эксперт считает заявление Президента о том, что «Россия выступает за налаживание более плотного взаимодействия в рамках БРИКС по вопросам надёжного и бесперебойного обеспечения мировых рынков энергетическими и продовольственными ресурсами».
«Важно, что разговор на саммите начат с конкретных предложений, и предложений стратегического характера. Наши партнёры должны знать, что Россия готова вкладывать средства и ресурсы, если у стран БРИКС есть заинтересованность в столь масштабных проектах», - отмечает Максим Попов.
По мнению Юрия Клюева, зарубежные эксперты зря рассматривают БРИКС как вызов Западу. «БРИКС – это не дружба против кого-то, это не противодействие и тем более не провокация и не вызов. БРИКС – это добровольное и, пожалуй, самое демократичное, на данный момент объединение. Страны-участники озабочены своими проблемами и ищут пути их решения, активно используя консультации друг с другом и взаимовыгодное сотрудничество. Если же кто-то извне воспринимает это как «вызов», то это может говорить лишь о том, что эти сторонние акторы настроены на вмешательство во внутренние дела суверенных стран», - полагает спикер.
Как считает Александр Пронин, желание двух десятков стран присоединиться к едва зародившемуся движению говорит о том, что этап становления БРИКС обещает стать бурным: «Слишком велик сформированный десятилетиями спрос на международное объединение, построенное не по принципу финансовой пирамиды, где все профиты достаются заокеанской верхушке, а взаимовыгодное объединение равных, равноправных участников. Не исключаю, что вслед за экономическим сотрудничеством, БРИКС заявит и о политической воле на международной арене, и это может изменить геополитические расклады на нашей планете».
Сергей Сергиенко не разделяет оптимизма коллег и говорит о внутренних проблемах членов БРИКС, страны которого при солидном ВВП отличаются крайне высоким уровнем экономического расслоения населения.
«Мощь экономики ярко контрастирует с уровнем жизни значительной, если не подавляющей, части населения в Бразилии, Индии, ЮАР. Да и в Китае, который продолжает позиционировать себя социалистическим, жизнь простых людей может вызвать только сожаление. Поэтому, выражая уверенность, что сотрудничество в рамках БРИКС принесёт несомненную пользу экономикам стран-участниц, хотелось бы выразить и надежду, что внутри растущих экономик распределение национальных богатств станет более справедливым, а Россия, изучая и используя путь партнёров, не позаимствует у них опыт «внутренней колонизации», когда общий, «среднестатистический» рост экономики строится на падении уровня жизни широких народных масс», - констатирует эксперт.
Валерий Егорушкин приводит цитату из испанского издания Atalayar о том, что именно привлекает развивающиеся страны Африки и Ближнего Востока в России: «В глазах стран региона политическая линия Кремля постоянна в силу авторитарного характера его режима и постоянства мандата Владимира Путина. Москва также воспринимается как прагматичная власть, не вмешивающаяся во внутреннюю политику стран-партнеров и почти не придающая значения этическим и моральным вопросам. Россия придерживается политики разделения, что означает, что различные области сотрудничества мало влияют друг на друга».
«Пожалуй, эти особенности свойственны и всем странам БРИКС, они же и объединяют эти страны. Технократический принцип – обходить вопросы, которые могут стать болезненными, и сотрудничать во взаимоприемлемых сферах – это верный путь. Который, правда, идёт в разрез с западными идеями глобализма, обуславливающего сотрудничества утратой суверенитета и подчинением ценностному диктату геополитического «гегемона», - делает вывод спикер.
Говоря о сотрудничестве в рамках БРИКС, важно не тешить себя иллюзиями и не переоценивать перспективы, резюмирует аналитик Юрий Лобунов.
«БРИКС не является международной организацией, не имеет Устава и учредительных документов, органов и институтов, юридически обязывающих договоров. Страны-участники не возлагают на себя и/или партнёров каких-либо обязанностей, а представители стран даже не подписывают принимаемые совместные декларации. Возможно, со временем из форума, площадки для ни к чему не обязывающему обмена мнениями БРИКС перерастёт в международную межправительственную организацию, увязав возникающие от членства в ней преференции с обязанностями. И тогда, анализируя подписанные договоры, можно будет говорить о перспективах интегративных процессов и степени их синергетического эффекта», - считает аналитик.