По информации управления автомобильных дорог Брянской области, региональные и межмуниципальные трассы круглосуточно очищают от снега и обрабатывают песко-соляной смесью. Но этих мер, похоже, недостаточно. Возможно ли сделать зимние поездки действительно безопасными?
Неуправляемый занос
В причинах и обстоятельствах трагедии, которая произошла в воскресенье, 8 января, на 43-м километре автомобильной дороги «А-240 Брянск - Новозыбков», только предстоит разобраться специалистам. Но предварительные данные уже сообщили в Госавтоинспекции - 19-летняя девушка не справилась с управлением и выехала на полосу встречного движения, протаранив другую машину. Молодая водительница и её пассажирка - 45-летняя мать, как выяснили журналисты, погибли на месте. Из второго автомобиля четверых человек доставили в больницу с разными травмами.
Аналогичная формулировка - «не справился с управлением» - значится в обстоятельствах ещё одного ДТП со смертельным исходом. Произошло оно в среду, 28 декабря. Тогда, напомним, на 17-м километре автодороги «Стародуб - Новые Ивайтёнки» в аварию попало маршрутное такси. Его 15-летняя пассажирка скончалась в «скорой» по дороге в медучреждение, ещё шесть человек, в том числе ребёнок, пострадали. Как и двое пассажиров легковушки, в которую влетел микроавтобус.
Некоторые подробности этого происшествия нам удалось узнать от очевидца - женщины, которая ехала в той злополучной маршрутке. По её словам, водитель хотя и молодой - ему 24 года, но опытный - давно занимается перевозкой людей. В какой-то момент машина начала вилять - её, видимо, стало заносить на скользкой дороге. Дальше события развивались стремительно - самого столкновения наша собеседница не помнит, она потеряла сознание, а очнулась, когда вокруг уже были медики и сотрудники ДПС. Погибшая девочка ехала на переднем сиденье, у окна, и на неё, по сути, пришёлся основной удар - у водителя, судя по всему, сработал инстинкт самосохранения, и он машинально вывернул руль влево, так что ехавшая по встречке иномарка влетела в правую сторону микроавтобуса. Серьёзную травму получила и пассажирка, которая сидела между шофёром и погибшей - у неё сломана шея. Сломан позвоночник и у женщины, ехавшей в салоне.
Маршрутчику теперь грозит до пяти лет тюрьмы. Его, как сообщили на прошлой неделе в следкоме, обвиняют в нарушении Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ). Мужчина сейчас находится под домашним арестом, свою вину на допросе он признал.
«Предварительно установлено, что водитель микроавтобуса не учёл дорожных и погодных условий, не справился с управлением, допустил занос своего транспортного средства и выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с легковым автомобилем», - уточнил старший помощник руководителя областного управления СК России Александр Афонин.
Незамерзающий асфальт
Песко-соляная смесь, которой у нас обрабатывают дороги, эффективна при температурах до минус 23 градусов по Цельсию, делится заведующий кафедрой автомобильных дорог Брянского государственного инженерно-технологического университета Зелгедин Мевлидинов. Но важно соблюдать технологию. На квадратный метр поверхности должно распределяться 40 граммов соли - она фактически топит лёд. А песок создаёт эффект наждачки для лучшего сцепления, но он должен быть чистым, а не смешанным с глиной или грязью - может, это из-за них в первый весенний месяц обычно стоит пыль столбом?
«Главное, не ждать, пока всё замёрзнет - дорожники ведь сейчас сотрудничают с синоптиками и знают, когда придут заморозки. Должна производиться предварительная профилактическая обработка, на неё и сухой смеси в два раза меньше расходуется. А лёд нужно посыпать уже увлажнённой смесью, чтобы она начала сразу действовать, а не сдулась с дороги при интенсивном движении. Плюс каждый раз с приходом оттепели необходимо повторять весь цикл - полностью убирать растаявший снег и снова обрабатывать асфальт противогололёдной смесью», - прокомментировал Зелгедин Мевлидинов.
Если морозы сильнее, до минус 30, то нужно использовать уже реагенты - они есть и
безопасные для окружающей среды, вопрос в цене. Но сильные заморозки у нас бывают нечасто. Зимы в последнее время, скорее, европейские - до минус шести градусов. А в таких условиях себя хорошо показывает незамерзающий асфальт, при изготовлении которого добавляют своего рода антифриз отечественного производства - типа гликол. На таких дорогах ледяная плёнка просто не образуется. И хотя эта технология известна давно, распространения у нас в стране она почему-то не получила.