В аптеках Брянска очереди. Но инсулин никто не может получить – его просто нет в наличии. Даже за деньги этот препарат трудно приобрести, сетуют люди. Мы попытались выяснить, в чём дело.
Искусственный дефицит?
Пенсионеру из областного центра Станиславу Авдеенко два месяца назад выписали в поликлинике рецепт на инсулин. Но его тогда ещё не было. В аптеке взяли номер телефона мужчины и обещали позвонить, когда появится. И тишина... А у больного уже заканчиваются старые запасы – чтобы растянуть их, он давно сократил количество инъекций, чего делать нельзя.
Другой брянец посещал аптеку недавно. О чём рассказал в Интернете: «Стоит толпа, а лекарств нет. Человек в очереди жаловался, что долгое время не может получить для матери инсулин по рецепту. А за деньги он ещё недавно стоил 4500 рублей, а сейчас дешевле 10 000 рублей уже не найти. Я пока могу себе это позволить – обошёл несколько аптек, где пачку купил, где две, где оригинальные препараты, где аналоги, которые ещё неизвестно дадут ли требуемый эффект. А вот большинству пенсионеров такие покупки не по карману».
К слову, вернуть деньги по чекам, как и получить положенные льготникам медикаменты, нередко помогает прокуратура. Она же выявила в прошлом году многочисленные факты несвоевременного внесения работниками аптек и медучреждений сведений об объёмах лекарств, находящихся в обороте, в федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов.
«Это повлекло за собой искажение оценки потребности населения в препаратах для планирования закупок медикаментов. В целях устранения нарушений в конце августа было внесено 40 представлений, возбуждено девять дел об административных правонарушениях», – уточнила старший помощник прокурора области Ирина Лачко.
Хотя диабетики со стажем заметили закономерность – лекарства традиционно пропадают с прилавков к концу года. Когда уже будто потрачены бюджетные деньги, а очередное финансирование для закупок ещё не поступало. Видимо, сейчас и есть такой переходный период.
Но в этот раз ажиотажа добавил и другой неприятный момент. Рецепты с декабря стали выписывать всего на месяц, а не на два, как раньше.
Настоящий беспредел?
«Почему каждый месяц я должна отпрашиваться с работы, забирать ребёнка из школы, потому что без него мне не получить рецепт, и идти к терапевту? Какое он имеет отношение к диабету? Таких пациентов наблюдает эндокринолог, а он даёт выписку на три месяца. Значит, и лекарства мы должны получать на этот срок», – считает горожанка Любовь Артёмова.
Тем более в федеральном законе прописано, что интересы пациента – в приоритете, в том числе в плане рационального использования его времени, отмечает председатель регионального отделения Всероссийского общества родителей детей инвалидов (ВОРДИ) Екатерина Прохоренко.
«У нас же, по сути, расходуют бюджетные средства, – говорит она, – ведь территориальный фонд обязательного медицинского страхования платит больнице 1100 рублей за каждый бесплатный приём. При этом региональный деп-здрав не закупает лекарства на месяц – только на три либо на полгода или год. А необходимость ежемесячного похода за рецептом объясняет тем, что в аптеках нет столько холодильников, чтобы хранить инсулин три месяца. Но ведь можно докупить оборудование или пустить дополнительную машину, чтобы подвозить лекарства со склада. По закону врач может выписать рецепт на любой срок. Мы говорим хотя бы о трёх месяцах, но чиновники от брянского здравоохранения идти навстречу не хотят. Хотя могли бы раз и навсегда решить проблему – перевести людей на долгосрочные рецепты, как это сделали в других регионах. Даже в Белгороде, который находится в очень сложном положении, для людей делают всё возможное».
Получить комментарий от департамента здравоохранения Брянской области мы не смогли – по номеру, на который нам сказали звонить, несколько дней никто не брал трубку. Возможно, замдиректора по лекарственному обеспечению держала ответ перед Фемидой. С депздравом ведь судятся не только, чтобы инсулин получить, но также положенные шприцы, иглы, тест-полоски для измерения уровня глюкозы и ланцеты, которыми прокалывают палец, чтобы взять кровь на такое исследование.
На одном из заседаний в ноябре представитель департамента заявил, что одноразовые ланцеты не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам. Но суд посчитал, что это противоречит здравому смыслу, точнее, закону, по которому больных должны бесплатно обеспечивать необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В том числе датчиками, которые носят на руке для непрерывного мониторинга глюкозы – выдать их инвалиду в конце декабря суд также обязал депздрав. И взыскал с него, как и с другого ответчика – Брянской межрайонной больницы по 2500 рублей в счёт компенсации морального вреда истцу, уточнила пресс-секретарь Брянского областного суда Юлия Шатохина.