С 2019 года в Брянской области реализуется федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Благодаря чему процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вышел на принципиально новый уровень.
Всего в регионе 15 специализированных учебных заведений: четыре в Брянске и 11 в районах области. Шесть из них уже отремонтировали и оснастили самым современным оборудованием. Это государственные образовательные организации, работающие исключительно по адаптированным программам: Унечская, Мглинская, Елионская, Новоропская, Новозыбковская и Брасовская школы-интернаты. В текущем году модернизация затронет ещё две коррекционные школы, в следующем - три. А за пять лет охватят их полностью.
Учеба в удовольствие
«Такого внимания обучению и воспитанию мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата на федеральном уровне раньше, наверное, никогда не было, 2019 год в этом плане стал прорывным. То оборудование, которые имелось в распоряжении учителей и учеников, морально устарело. Теперь ему на смену пришли передовые разработки, комфортные условия и развитая инфраструктура. Таким образом государство выстраивает для этих детей некий мостик от образования - к будущей профессии. Чтобы они не только получали сильные знания в разных областях науки, но и могли с уверенностью применить их в жизни - устроиться на предприятие или даже пойти работать на себя», - сказала ведущий консультант отдела развития специальных учреждений, воспитательной работы и оздоровления детей департамента образования и науки Брянской области Анастасия Чуркова.
Проект подразумевает выделение федеральных средств на закупку всевозможного оборудования. Так, к примеру, удалось укомплектовать по последнему слову техники швейные мастерские, где теперь в распоряжении девочек дорогостоящие машинки и манекены, которым позавидуют и рукодельницы со стажем. А мальчики создают изделия из дерева в новых столярных мастерских. Дополнительный инвентарь, позволяющий овладеть необходимыми умениями, приобрели для строительного и агропромышленного профилей. Поварскому делу ребят теперь учат на кухнях, где готовить - в удовольствие. К сельскохозяйственному труду в тёплое время года их приобщают на открытом воздухе, там проходит своего рода производственная практика в отстроенных теплицах. И всё это в рамках только одного предмета - технологии.
Кабинеты физики, химии и экологии обзавелись лабораториями. Компьютерную грамотность дети познают на ноутбуках и удобных планшетах. В классах с наглядными пособиями стало интереснее изучать биологию. Ритмика и музыка теперь гораздо веселее. А физкультура - разнообразнее за счёт тренажёров.
Качественные изменения коснулись и логопедических занятий. В распоряжении школьных психологов появились сенсорные комнаты для психо-эмоциональной разгрузки детей всех возрастов. Пожалуй, это самое любимое место их пребывания - с сухим бассейном, пузырьковой колонной, ковром из матов с цветным наполнителем-гелем, арттерапевтическим комплексом с прозрачным мольбертом, песочным столом с подсветкой, «звёздным небом» и проектором.
Впрочем, манит ребят также яркая мебель и уютная атмосфера библиотек - выходит, даже несмотря на то, что нынешнее поколение не очень-то любит читать, его вполне можно этим заинтересовать.
Универсальное пространство
Любопытно, что в учебных помещениях, с одной стороны, создано грамотное зонирование, а с другой - все функционалы могут изменяться, модернизироваться, подстраиваясь под род занятий и деятельность обучающихся и педагогов. К примеру, за счёт модульных столов и переносных досок.
«Всё вокруг развивается очень стремительно, и жизнь современной школы не менее динамична. Как никогда сегодня важно уделить особое внимание всестороннему развитию личности, её подготовке к самостоятельной жизни и успешной самореализации в самых разнообразных сферах. А чтобы выпускники коррекционных школ и после продолжили осваивать конкретную профессию, востребованную на рынке труда, образовательные организации заключили с техникумами и профильными училищами соглашения о сотрудничестве и взаимодействии», - отметила первый заместитель директора департамента образования и науки Брянской области, куратор реализации проекта в регионе Наталия Чернякова.
Общая сумма такого усовершенствования шести школ-интернатов за два года составила без малого 31 миллион рублей. Помимо федеральных средств, 12,5 миллиона добавил региональный бюджет. Эти деньги пошли на ремонт учебных помещений, которые государство обеспечивало современным оборудованием. Чтобы ему соответствовать, пришлось не только менять окна, выравнивать полы, штукатурить стены и потолки, но и оформлять помещения согласно требованиям общероссийского бренд-бука, рекомендованного Министерством просвещения. То есть выбирать определённые цвета красок, закупать подходящую под них мебель. То, как с этой задачей справились на местах, оценивало жюри всероссийского конкурса «Доброшкола». На нём в прошлом году Брасовская школа-интернат заняла первое место в номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий».
А специалисты отмечают: все эти школы стали базовыми ресурсными центрами. Так, к примеру, в 2020 году в рамках регионального этапа чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», в котором участвуют также студенты и школьники, в Новозыбковской школе-интернате организовали компетенцию для девочек по швейному мастерству. Пользоваться открывшимися площадками, чтобы получать новые знания, развивать мастерство, обмениваться опытом, знакомиться с образовательными программами и методическими рекомендациями могут и взрослые - учителя из других школ. В планах проведение там соответствующих семинаров и мастер-классов.
В этом году обновят инфраструктуру и соответственно внедрят современные программы обучения, в том числе профильного, расширят пространство для развития творческой и социальной самореализации детей ещё две специализированные организации: Клетнянская и Негинская школы-интернаты. Запланировано на такое переустройство более 14,5 миллиона рублей из федерального и регионального бюджетов.