К 100-летию плана ГОЭЛРО. Брянская ГРЭС. У истоков электрификации

Электростанция завода «Красный Профинтерн». Построена до революции © / ОАО "Брянскэнерго"

Почти 100 лет назад, 22 декабря 1920 года, на YIII Всесоюзном Съезде Советов был утверждён план ГОЭЛРО, по которому в течение 10-15 лет намечалось построить 30 районных электростанций. ГОЭЛРО - Государственная комиссия по электрификации России - орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. Одним из пунктов документа было строительство Брянской ГРЭС.

   
   
Проект Постановления СТО СССР о сооружении Брянской ГРЭС. 1927 год. 

К столетию плана ГОЭЛРО филиал «Россети Центр Брянскэнерго» провёл большую работу по восстановлению исторических событий, предшествующих электрификации Брянской области. Сотрудники собирали информацию по крупицам: обращались к документам, которые передали в филиал родственники энергетиков, работавших в энергетической отрасли региона, изучили немало исторических документов, хранящихся в Государственном архиве Брянской области: справки, отчёты, газетная хроника в период строительства станции - в 1927 - 1931 годах, фотоматериалы. Благодаря кропотливому труду удалось восстановить историческую картину развития энергосистемы Брянской области. Эксклюзивные данные, приведённые в публикуемых материалах, по большей части впервые предоставляются для ознакомления широкой общественности.

Электроэнергетика Брянщины до революции

Электрификация на Брянщине области в дореволюционный период развивалась теми же темпами, что и в наиболее экономически развитых районах России. В документальном фильме, снятом в 2006 году по инициативе пресс-службы Брянскэнерго к 75-летнему юбилею Брянской энергосистемы, выдающиеся энергетики области рассказывают об этапах электрификации края. Начинается фильм с информации А.М. Владимирова, который в 1977-1988 годах был главным инженером Брянскэнерго. Он серьёзно занимался изучением истории предприятия. Ему удалось выяснить, что с начала XX века акционерное общество Мальцовских заводов, которое объединяло Дятьковский хрустальный завод, локомобильный завод в Людинове, цементный завод у деревни Боровки (ныне город Фокино), чугунолитейные заводы в Любохне, Бытоши, Стари, Ивоте, имело свои энергоустановки, которые обеспечивали и собственные заводы, и прилегающие к ним посёлки. На этих заводах были построены уникальные распределительные устройства напряжением 22 кв, которые позволяли передавать электроэнергию на десятки километров.

Корчёвка пней на строительстве Брянской ГРЭС. 1928 год. 

В 1916 году в Брянске была построена городская электростанция - первая дизельная электростанция в данном промышленном районе. Она включала в себя два агрегата мощностью в 156 лошадиных сил каждый.

Брянщина накануне пуска Белобережской ГРЭС

Назначение Брянской ГРЭС, строительство которой началось в ноябре 1927 года, а пуск был произведён в 1931 году, заключалось в том, чтобы снять проблему острого энергетического голода, который испытывали в конце двадцатых годов предприятия города Брянска и прилегающего к нему промышленного района.

Это была ещё одна попытка решить местную проблему энергообеспечения. В советское время опорной базой генерации в местном промышленном районе стала «повысительная подстанция» завода «Красный Профинтерн» 6/22 кв. Мощность электростанции этого завода в объёме 8700 кВт была принята в сеть 22 кв. Всего в 1928 году на Брянщине эксплуатировалось 157 километров воздушных линий этого напряжения. Кроме того, на мелких промышленных предприятиях и в поместьях культурных хозяев работали малосильные установки.

Для большинства промышленных предприятий Брянского региона действовала система единой организации энергоснабжения. Предприятия, обладающие избыточной генерацией, подпитывали те хозяйственные объекты, что не имели собственных источников электроэнергии или не в состоянии были обеспечивать себя ею в полной мере. В результате электрический голод испытывали и те и другие. Как видно из переписки руководства завода имени Урицкого (ныне ОАО «Ирмаш») с Брянским Губернским Советом Народного Хозяйства, с 4-го по 12 октября 1928 года из-за отключения электроэнергии он останавливался 13 раз. Простои длятся по 2, 3, а порой и 6 часов. Один час простоя обходится заводу в 200 рублей.

   
   

В убытках, нанесённых простоями, руководство предприятия обвиняет завод «Красный Профинтерн» (ныне БМЗ). Представители «Красного Профинтерна» отбивают атаку, объясняя, что «подача энергии для завода «Профинтерн» является принудительной и убыточной». Из переписки выясняется, что завод «Красный Профинтерн» поставляет электроэнергию на Брянскую городскую электростанцию, которая распределяет её, обеспечивая завод имени Урицкого и Механический завод №13 (впоследствии получивший название Брянский завод дорожных машин, сейчас - ОАО «Брянский арсенал»).

Действуют меры жёсткой экономии. Вот выдержки из протокола технического совещания при губернском совете народного хозяйства от 12 октября 1928 года. Предприятиям и городским властям предложено: в вечернее время (с 19.00 до 21.00) устраивать перерывы, а ещё лучше - перевести вторую смену на третью, при закрытии магазинов оставлять включёнными внутри помещения не более одной лампы в 16 свечей и отключать освещение витрин, довести до «минимально возможных пределов» освещение госучреждений, включая здание горсовета и гостеатра, воинских казарм. Для населения установлена норма - одна лампочка в 25 свечей для квартир рабочих и служащих, нетрудовому элементу вообще запрещено пользоваться электричеством. Брянская городская станция получила «право при увеличении нагрузки до предельного уровня временно отключать те или иные районы по своему усмотрению». А если вдруг каким-то чудом появится свободная электроэнергия, то её предписано направлять железной дороге.

К моменту пуска ГРЭС требовалось построить линии передачи, конфигурацией и протяжённостью, отвечающей требованиям плана электрификации района, а средств для этого не было. Весной 1929 года губернское руководство обязало предприятия, расположенные в зоне обслуживания строящейся станции, сделать свой вклад в электрификацию. Для «увеличения мощности и изжития перебоев в подаче электроэнергии» двенадцать заводов и фабрик, входящих в «куст» электроснабжения, должны были собрать 375 000 рублей. Деньги перевели все, даже те, кто поначалу пытался избежать этих незапланированных трат. Губернские власти действовали твёрдо: предприятиям было предложено взять в банке беспроцентную ссуду с выплатой в течение десяти лет, а полученные средства внести в фонд строительства линии электропередачи незамедлительно. Линии электропередачи были построены в срок. Брянский промышленный район получил электроэнергию, произведённую Белобережской ГРЭС, в полном объёме.