Почётный сотрудник госбезопасности, полковник в отставке Феликс Дунаев более 40 лет своей жизни посвятил расследованию преступлений так называемых коллаборационистов - предателей Родины, старост, полицаев, чьи трусость и злодеяния несмываемым позором окропили страницы истории брянской "Партизанской республики". Это при участии Феликса Павловича его коллега Пётр Головачёв рассказал всей России о печально известной Тоньке-пулемётчице, ставшей беспощадным карателем. Участник Великой Отечественной войны Феликс Павлович преследовал одну цель - не дать отщепенцам разных мастей пользоваться привилегиями истинных героев страны, не позволить им смешаться с достойными гражданами Брянщины. "Каждый предатель должен понести наказание" - считает ветеран госбезопасности.
Волк в овечьей шкуре
Напомним, Тонька-пулемётчица - русская женщина, ставшая палачом. Причём расстреливать пленных русских солдат она решилась добровольно. После войны Антонина бежала и легализовалась в Белоруссии. Вышла замуж, поселилась в городке Леппель. Нахалка долго выдавала себя за участницу войны, не гнушаясь высказывать недовольство по поводу качества своей фотографии, вывешенной на Доске почёта. После ареста предательница долго не могла поверить в то, что её расстреляют. Но справедливость восторжествовала.
Предатель есть предатель
Когда долго ждёшь расплаты за злодеяния, а она всё не наступает, то может даже показаться, что о преступлении все забыли. А человек, лишившийся совести много лет назад, вновь поднимает голову в уже мирное время.
Смазливая клетнянская девушка Харитонова в годы войны особой храбростью и патриотизмом не отличалась. А однажды и вовсе вместе с фрицами бежала на Запад. Там смешалась с толпой узников, выдала себя за одну из них, присвоила новую фамилию, добыла чистые документы, но в Россию так и не вернулась. Но спустя годы решила реабилитироваться. В апелляции она указала, что помогала населению медикаментами, едой, одеждой и... наращивала подпольную группу. А её контакты с немцами были лишь способом получения необходимых сведений. Дело было тщательно изучено. Вывод один: реабилитации не подлежит. Хотя в проверке участвовали следователи Главной Военной Прокуратуры СССР. Предатель есть предатель.
...Повесили
Создание монументального художественного произведения - дело серьёзное. Но, как оказалось, не всегда благодарное. Порой, минуя этап согласования с компетентными органами, художники и организаторы допускают непростительные ошибки.
Так произошло в известной мере с галереей портретов участников навлинского подполья. Инициатор создания галереи положился лишь на собственные знания. А ведь на официальный запрос прежнего директора навлинского музея был дан однозначный ответ: Степан Никитин является предателем, он был начальником штаба 3‑го полка карательной бригады СС "РОНА". Наказание он понёс заслуженно, а настойчивые требования о его реабилитации учтены быть не могут. На основании заключения областной прокуратуры Никитин в соответствии с законом может быть амнистирован, но никак не реабилитирован. Тем не менее, по словам Феликса Павловича, с некоторых портретов в навлинском музее на нас смотрят предатели.
Ложные медали
В Брянске поныне живут некоторые из предателей Родины, утверждает полковник Дунаев. Отсидев своё, пару-тройку раз сменив насиженные места, они выходят из тени, заявляют себя участниками войны и пользуются всеми государственными льготами. В одном ряду с истинными героями той, самой крово-пролитной, они прикалывают к пиджакам юбилейные медали и без стыда участвуют в праздничных парадах.
Однажды в УФСБ из Почепа приехали две пожилые женщины. У каждой на груди - медали за боевые заслуги. "Мы хотим получить документы на свои награды, - говорят старушки и добавляют. - Как-никак бывшие почепские подпольщицы". "Однако, - заявил Феликс Павлович, - в Почепе никакого подполья в годы войны не было. Как не было его в Клетне и Карачеве, а вот откуда у вас эти медали - ещё следует разобраться". Как стало известно позже, лжепартизанки купили справки о своей причастности к героическому прошлому брянского партизанского края у старика из другого района, который когда-то действительно был подпольщиком. Так безответственно подходить к оценке героического прошлого нельзя, считает полковник.
Вовремя исправить
Порой непозволительные ошибки допускают и истинные патриоты страны, люди уважаемые и авторитетные. Не избежал подобной ошибки и писатель С. С. Смирнов. Он писал очерки о репрессированных. Среди них он назвал неких Клыпу и Стотика. Прошло время, и эти двое заняли неподобающее им место в истории страны, в музеях им стали посвящать информационные стенды, в школах появились именные уголки.
Кем же на самом деле были эти два псевдогероя? Ещё до войны они промышляли хулиганством, спекуляцией и хищениями. В годы войны шпана продолжила своё незвёздное дело. При чтении публикаций в газетах о похождениях этой парочки волосы встают дыбом.
В конце концов трусость привела Клыпу и Стотика в немецкий плен, потом в Брест, а оттуда - в Магадан. Тем не менее благодаря Смирнову они были награждены орденами Отечественной войны I степени...
Редакция благодарит участника Великой Отечественной войны, почётного сотрудника госбезопасности, полковника в отставке Феликса Дунаева за предоставленную информацию.