Имя воспитанника Бежицкого аэроклуба, прославленного лётчика Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина постановлением Совета министров РСФСР присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ в 1985 году, членом которого Павел Михайлович являлся с 1934 года.
ОСОАВИАХИМ - душа авиационного спорта
Развитие военно-воздушных сил в 30‑е годы потребовало значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. Именно в те годы началась широкая разъяснительная работа, целью которой было привлечение внимания советского народа к авиации, формирование у молодёжи стремления овладеть профессией военного лётчика, посвятить свою жизнь военно-воздушным силам.
Массовой школой подготовки кадров для ВВС стал авиационный спорт, душой и сердцем которого был ленинский комсомол и
ОСОАВИАХИМ. Первой ступенью на пути к покорению неба было овладение планерным спортом. Планерные, парашютные и авиамодельные кружки создавались в системе ОСОАВИАХИМа на заводах и фабриках, в совхозах и колхозах, учебных заведениях.
В Бежице на базе завода "Красный профинтерн" в 1932 году открылась планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города делали свои первые шаги в авиации.
10 октября 1933
года на базе планерной станции открылся Бежицкий аэроклуб, в этом же году на аэродром Бордовичи поступили учебные самолёты У-2
(ПО-2). Аэроклуб укомплектовывается лётно-инструкторским и техническим составом. В 1934 году открылся аэроклуб уже в Брянске. Весной 1934 года на аэродромах Бежицкого и Брянского аэроклубов начинается лётная жизнь.
Сотни юношей из рабочих семей Бежицы и Брянска взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. В школах городов действуют сотни авиамодельных кружков. Открываются филиалы аэроклубов в Клинцах, Дятькове, Жуковке. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, прошедшие обучение на самолётах ПО-2, направлялись в военные училища лётчиков.
Летал дерзко и отважно
На лётном поле Бежицкого аэроклуба ОСОАВИАХИМа начался путь в небо Павла Камозина. Молодой слесарь местного машиностроительного завода оказался способным курсантом. Он быстро научился делать боевой разворот, петлю Нестерова и другие фигуры высшего пилотажа, летал дерзко и отважно.
В начале Великой Отечественной войны, окончив лётную школу, Камозин уже сам учил молодых лётчиков в запасном полку. На фронт прибыл в октябре 1942 года после долгих и настоятельных рапортов. Его назначили командиром звена. В первом же бою над Чёрным морем сбил три вражеских самолёта. Росло боевое мастерство лётчика. К 1943 году на его личном счету было уже 12 сбитых самолётов врага.
Часто Камозин вылетал на "свободную охоту". В последний день 1943 года, возвращаясь с боевого вылета, он заметил над селом двухмоторный транспортный самолёт, который, как на параде, шёл под эскортом шести "мессершмиттов". "Важный, наверное, груз", - подумал Камозин и, не раздумывая, принял решение: атаковать с ходу. На огромной скорости лётчик устремился на цель. Вражеские истребители не успели опомниться, как длинная очередь прошила охраняемый ими самолёт, который сразу же задымил и рухнул на землю.
Вскоре стало известно, что на борту сбитого Камозиным вражеского самолёта находились 18 гитлеровских генералов, которые летели "поднимать" боевой дух своих подчинённых и везли с собой "железные кресты". Гитлеровцы переполошились. Вражеское командование решило избавиться от отважного и дерзкого воздушного бойца. Одному из матёрых фашистских лётчиков по кличке Граф было поручено выследить Камозина и расправиться с ним. Граф был действительно хитрым и опытным лётчиком, служил в так называемой "бриллиантовой эскадрилье", считавшейся одной из лучших в гитлеровском военно-воздушном флоте.
Павел Камозин в свою очередь искал встречи с воздушным разбойником. И вскоре она состоялась. Бой был коротким, но яростным. Фашистский ас, намереваясь нанести коварный удар в спину, на большой скорости ринулся в атаку. Камозин умелым маневром пропустил над собой самолёт Графа и тут же ринулся вперёд, чтобы ударить по нему снизу, в наиболее уязвимую часть фюзеляжа. Пулемётная очередь прошила вражеский самолёт, он камнем полетел вниз, разваливаясь на ходу.
Несколько боёв Павел Михайлович провёл с численно превосходящим противником и вышел победителем. 35 самолётов Камозин сбил лично и 13 - в групповых боях, за что был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Павел Михайлович вернулся в родной Брянск. Он на всю жизнь остался верен авиации. Более 30 лет Камозин работал в гражданском воздушном флоте, часто встречался с молодыми авиаторами, допризывной и призывной молодёжью, рассказывал им о своих боевых подвигах.
Основа успеха - сплочённость и коллективизм
На лётном поле Брянского аэроклуба начался путь в небо и других прославленных лётчиков: Ильи Катунина, Венедикта Ковалёва, Сергея Азарова, Михаила Афанасьева, Ивана Леонова, Сергея Полякова, Вадима Бузинова, Вадима Ефграфова, Григория Михеева, Егора Новикова, Анатолия Морозова, Михаила Плоткина, Игоря Середы, Бориса Хлуда, Антонины Худяковой и многих других. Все они прославили родную Брянщину, свою Родину.
В годы Великой Отечественной войны 26 воспитанников Брянского аэроклуба стали Героями Советского Союза, а Павел Михайлович Камозин этого звания удостоен дважды. Ценой своей крови и жизни герои вернули Родине мирное небо. Они оставили в наследство не только подвиг, но и завещание: продолжить героические традиции, летать выше всех, дальше всех, смелее всех неутомимо готовиться к защите нашей Родины, быть бдительными к проискам врагов.
Лётную подготовку в 1971 году в Брянском АСК прошёл Юрий Петрович Трегубенков, впоследствии ставший Героем России, начальником Главного лётно-испытательного центра, генерал-лейтенантом.
Воспитанник аэроклуба Азаров Андрей Владимирович за боевые действия в Чечне посмертно награждён орденом Мужества.
Шли годы, росло мастерство лётно-инструкторского состава, совершенствовалась учебно‑материальная база, получили новые, более совершенные самолёты, парашюты и средства обеспечения. В 70-е годы Брянский АСК ДОСААФ выходит на призовые места в стране. Основа успеха клуба - это целенаправленная работа, сплочённость и коллективизм.
Авиационно-спортивный клуб им. Камозина за годы работы подготовил 68 мастеров спорта, 5 мастеров спорта международного класса, сотни спортсменов - кандидатов в мастера и перворазрядников. Многие воспитанники клуба им. Камозина завоевали медали различного достоинства на соревнованиях как внутри страны, так и за рубежом. Так, Владимир Богомазов неоднократно побеждал в международных соревнованиях парашютистов‑многоборцев. Евгений Прошин становился абсолютным чемпионом СССР. Евгения Клиценко завоёвывала звание абсолютной чемпионки РСФСР. Тамара Прокошина стала чемпионкой по воздушной акробатике. Алексей Федин в 1995 году признан абсолютным чемпионом России и выполнил норматив мастера спорта международного класса, а команда лётчиков заняла II место.
Клуб может гордиться тем, что он трижды участвовал в авиационных и спортивных праздниках в Тушино, в том числе в празднике, посвящённом 40-летию Победы.
Переходящие Красные Знамёна обкома ДОСААФ, командующего воздушно-десантными войсками, ЦК ДОСААФ СССР и ЦК
профсоюза авиаработников, дипломы, вымпелы и Кубки, Почётный диплом Международной авиационной федерации (ФАИ) за неоднократные достижения высоких спортивных результатов на международных авиационных соревнованиях - таков небольшой перечень заслуг и наград клуба им. Камозина. Губернатором Брянской области Н. В. Дениным принято решение о ежегодном праздновании дня рождения нашего прославленного земляка П. М. Камозина. Он навсегда останется в нашей памяти.
Смотрите также:
- Брянские ветераны авиации собирают деньги на памятник героям-летчикам →
- Павел Камозин - легенда и гордость Брянщины! →
- Памятник героям-летчикам заложили в Брянске →