Павел Камозин. Путь в небо "Брянский сокол" всю жизнь был верен авиации

   
   

Имя воспитанника Бежицкого аэроклуба, прославленного лётчика Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина постановлением Совета министров РСФСР присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ в 1985 году, членом которого Павел Михайлович являлся с 1934 года.

ОСОАВИАХИМ - душа авиационного спорта

Развитие военно-воздушных сил в 30‑е годы потребовало значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. Именно в те годы началась широкая разъяснительная работа, целью которой было привлечение внимания советского народа к авиации, формирование у молодёжи стремления овладеть профессией военного лётчика, посвятить свою жизнь военно-воздушным силам.

Массовой школой подготовки кадров для ВВС стал авиационный спорт, душой и сердцем которого был ленинский комсомол и

ОСОАВИАХИМ. Первой ступенью на пути к покорению неба было овладение планерным спортом. Планерные, парашютные и авиамодельные кружки создавались в системе ОСОАВИАХИМа на заводах и фабриках, в совхозах и колхозах, учебных заведениях.

В Бежице на базе завода "Красный профинтерн" в 1932 году открылась планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города делали свои первые шаги в авиации.

10 октября 1933

года на базе планерной станции открылся Бежицкий аэроклуб, в этом же году на аэродром Бордовичи поступили учебные самолёты У-2

(ПО-2). Аэроклуб укомплектовывается лётно-инструкторским и техническим составом. В 1934 году открылся аэроклуб уже в Брянске. Весной 1934 года на аэродромах Бежицкого и Брянского аэроклубов начинается лётная жизнь.

Сотни юношей из рабочих семей Бежицы и Брянска взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. В школах городов действуют сотни авиамодельных кружков. Открываются филиалы аэроклубов в Клинцах, Дятькове, Жуковке. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, прошедшие обучение на самолётах ПО-2, направлялись в военные училища лётчиков.

Летал дерзко и отважно

На лётном поле Бежицкого аэроклуба ОСОАВИАХИМа начался путь в небо Павла Камозина. Молодой слесарь местного машиностроительного завода оказался способным курсантом. Он быстро научился делать боевой разворот, петлю Нестерова и другие фигуры высшего пилотажа, летал дерзко и отважно.

В начале Великой Отечественной войны, окончив лётную школу, Камозин уже сам учил молодых лётчиков в запасном полку. На фронт прибыл в октябре 1942 года после долгих и настоятельных рапортов. Его назначили командиром звена. В первом же бою над Чёрным морем сбил три вражеских самолёта. Росло боевое мастерство лётчика. К 1943 году на его личном счету было уже 12 сбитых самолётов врага.

Часто Камозин вылетал на "свободную охоту". В последний день 1943 года, возвращаясь с боевого вылета, он заметил над селом двухмоторный транспортный самолёт, который, как на параде, шёл под эскортом шести "мессершмиттов". "Важный, наверное, груз", - подумал Камозин и, не раздумывая, принял решение: атаковать с ходу. На огромной скорости лётчик устремился на цель. Вражеские истребители не успели опомниться, как длинная очередь прошила охраняемый ими самолёт, который сразу же задымил и рухнул на землю.

Вскоре стало известно, что на борту сбитого Камозиным вражеского самолёта находились 18 гитлеровских генералов, которые летели "поднимать" боевой дух своих подчинённых и везли с собой "железные кресты". Гитлеровцы переполошились. Вражеское командование решило избавиться от отважного и дерзкого воздушного бойца. Одному из матёрых фашистских лётчиков по кличке Граф было поручено выследить Камозина и расправиться с ним. Граф был действительно хитрым и опытным лётчиком, служил в так называемой "бриллиантовой эскадрилье", считавшейся одной из лучших в гитлеровском военно-воздушном флоте.

Павел Камозин в свою очередь искал встречи с воздушным разбойником. И вскоре она состоялась. Бой был коротким, но яростным. Фашистский ас, намереваясь нанести коварный удар в спину, на большой скорости ринулся в атаку. Камозин умелым маневром пропустил над собой самолёт Графа и тут же ринулся вперёд, чтобы ударить по нему снизу, в наиболее уязвимую часть фюзеляжа. Пулемётная очередь прошила вражеский самолёт, он камнем полетел вниз, разваливаясь на ходу.

Несколько боёв Павел Михайлович провёл с численно превосходящим противником и вышел победителем. 35 самолётов Камозин сбил лично и 13 - в групповых боях, за что был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Павел Михайлович вернулся в родной Брянск. Он на всю жизнь остался верен авиации. Более 30 лет Камозин работал в гражданском воздушном флоте, часто встречался с молодыми авиаторами, допризывной и призывной молодёжью, рассказывал им о своих боевых подвигах.

Основа успеха - сплочённость и коллективизм

На лётном поле Брянского аэроклуба начался путь в небо и других прославленных лётчиков: Ильи Катунина, Венедикта Ковалёва, Сергея Азарова, Михаила Афанасьева, Ивана Леонова, Сергея Полякова, Вадима Бузинова, Вадима Ефграфова, Григория Михеева, Егора Новикова, Анатолия Морозова, Михаила Плоткина, Игоря Середы, Бориса Хлуда, Антонины Худяковой и многих других. Все они прославили родную Брянщину, свою Родину.

В годы Великой Отечественной войны 26 воспитанников Брянского аэроклуба стали Героями Советского Союза, а Павел Михайлович Камозин этого звания удостоен дважды. Ценой своей крови и жизни герои вернули Родине мирное небо. Они оставили в наследство не только подвиг, но и завещание: продолжить героические традиции, летать выше всех, дальше всех, смелее всех неутомимо готовиться к защите нашей Родины, быть бдительными к проискам врагов.

Лётную подготовку в 1971 году в Брянском АСК прошёл Юрий Петрович Трегубенков, впоследствии ставший Героем России, начальником Главного лётно-испытательного центра, генерал-лейтенантом.

Воспитанник аэроклуба Азаров Андрей Владимирович за боевые действия в Чечне посмертно награждён орденом Мужества.

Шли годы, росло мастерство лётно-инструкторского состава, совершенствовалась учебно‑материальная база, получили новые, более совершенные самолёты, парашюты и средства обеспечения. В 70-е годы Брянский АСК ДОСААФ выходит на призовые места в стране. Основа успеха клуба - это целенаправленная работа, сплочённость и коллективизм.

Авиационно-спортивный клуб им. Камозина за годы работы подготовил 68 мастеров спорта, 5 мастеров спорта международного класса, сотни спортсменов - кандидатов в мастера и перворазрядников. Многие воспитанники клуба им. Камозина завоевали медали различного достоинства на соревнованиях как внутри страны, так и за рубежом. Так, Владимир Богомазов неоднократно побеждал в международных соревнованиях парашютистов‑многоборцев. Евгений Прошин становился абсолютным чемпионом СССР. Евгения Клиценко завоёвывала звание абсолютной чемпионки РСФСР. Тамара Прокошина стала чемпионкой по воздушной акробатике. Алексей Федин в 1995 году признан абсолютным чемпионом России и выполнил норматив мастера спорта международного класса, а команда лётчиков заняла II место.

Клуб может гордиться тем, что он трижды участвовал в авиационных и спортивных праздниках в Тушино, в том числе в празднике, посвящённом 40-летию Победы.

Переходящие Красные Знамёна обкома ДОСААФ, командующего воздушно-десантными войсками, ЦК ДОСААФ СССР и ЦК

профсоюза авиаработников, дипломы, вымпелы и Кубки, Почётный диплом Международной авиационной федерации (ФАИ) за неоднократные достижения высоких спортивных результатов на международных авиационных соревнованиях - таков небольшой перечень заслуг и наград клуба им. Камозина. Губернатором Брянской области Н. В. Дениным принято решение о ежегодном праздновании дня рождения нашего прославленного земляка П. М. Камозина. Он навсегда останется в нашей памяти.

Смотрите также: