Удачный эксперимент
Сдача ЕГЭ - действительно сложный и ответственный момент для любого выпускника, мечтающего поступить в высшее учебное заведение. В основном активная подготовка школьников начинается лишь за несколько месяцев до экзамена. В итоге - нервы, стрессы и не всегда желаемый результат. Но несколько школ в нашей области решили пойти иным путём, приняв активное участие в эксперименте по предварительной подготовке учащихся к ЕГЭ. Одной из таких является школа N 4 в Советском районе.
Вот уже второй год она участвует в эксперименте по сдаче итоговой аттестации, напоминающей ЕГЭ, и результаты превосходят все ожидания. Итог того года показал, что из класса в 26 человек 25 получили оценку "отлично", и лишь один человек справился на "4".
"Уже с 9‑го класса мы учим детей сдавать экзамены", - говорит Светлана Юрьевна Кузовкова, директор школы N 4. - Такая психологическая подготовка очень важна. Мы добились очень хороших результатов, благодаря чему наши ученики часто занимают первые места в олимпиадах".
К сожалению, многие школы не понимают, что, если сейчас перейти в 9‑м классе на новую форму аттестации (ранняя подготовка к сдаче ЕГЭ), то будет намного легче. Ведь результаты ЕГЭ в 11‑х классах порой оказываются плачевными...
В чём привилегии?
В 9‑м классе ученики экспериментальных школ сдают своеобразную итоговую аттестацию, по форме напоминающую ЕГЭ. На сдачу выносится два обязательных экзамена - русский язык и математика, два других выбираются по желанию. Раньше в комиссию кроме завуча школы, председателя и ассистента входил и учитель по предмету, который мог при случае помочь ученикам. Такая практика в новой форме отсутствует. Учитель-предметник не имеет права на присутствие. Таким образом, получается независимая форма аттестации. Происходит всё следующим образом: каждый ученик сидит за столом в одиночестве, не имея соседа, что исключает списывание. Если класс большой (25‑30 человек), то его разбивают на две группы по 13 человек. Ведёт экзамен организатор, а не учитель-предметник. Работа состоит из двух частей (обязательная и более сложная, подразделённая в свою очередь на два вида заданий). На обязательную часть, построенную в виде тестирования, ребёнку даётся час. И надо быть максимально сконцентрированным, чтобы в такой короткий срок показать все свои знания. Через 60 минут сдаётся обязательная часть работы и начинается решение более сложной части, в которой идёт уже балловая градация (каждая задача в первой части усложнённых заданий стоит полбалла). Если школьник решил все 16 задач, то, значит, набрал 8 баллов. Вторая часть усложнённых заданий предполагает полное и развёрнутое решение. Эти задачи тоже имеют свою балловую систему, но немного другую (каждое задание стоит определённое количество баллов - от 2 и более). Если же обязательная часть выполнена на "2", то сложная часть даже не подлежит рассмотрению, так как баллы не плюсуются. В общем, экзамен, как и раньше, длится 4 часа.
Проверяет работы не учитель, а специально созданная муниципальная комиссия. Все работы под шифром и не имеют фамилий, штамп школы тоже не проставляется для чистоты эксперимента. После проверки заполненные ведомости отдаются шифровальщикам, которые и расшифровывают работы пофамильно и отправляют в школы готовые результаты.
"Новая форма проведения аттестации в 9‑х классах, - пояснят Нина Семёновна Аленичева, заслуженный учитель России, преподаватель математики в школе N 4, - это независимая экспертиза знаний. Получив настоящий, а не липовый результат, ребёнок уже может оценить свои способности, насколько он силён или, наоборот, не дотягивает до желаемой оценки. Но в то же время, у него впереди ещё два года для усиленной работы перед выпускным экзаменом".
Плюсы и минусы ЕГЭ
В этом году в ЕГЭ для одиннадцатиклассников по Брянской области внесены следующие предметы: математика, русский язык, химия, биология, география и английский язык. Причём обязательными являются русский и математика, а остальные 3 предмета учащийся определяет для себя сам. Чем же хорош этот Единый государственный экзамен? В первую очередь - это прекрасный шанс поймать удачу за хвост. ЕГЭ позволяет ребёнку получить в аттестат желаемую оценку. Если школьник всё время имел по предмету оценку "4", а ЕГЭ сдал на "5", то в документ пойдёт "5". Итоговый результат ставится по высшей оценке. Но есть и определённые нюансы. Город ещё продолжает проводить ЕГЭ в экспериментальном порядке. Что это означает? На данный момент в ЕГЭ существует такое понятие как +1 балл. То есть, если ученик стабильно имел по предмету отметку "4", а по какой-то причине справился с ЕГЭ на "3", то в документ ему всё равно поставят "4". Подобная практика скоро кончится. И это, по мнению многих учителей, очень хорошо. Ведь такая система предполагает и то, что слабый в учении ребёнок, имеющий по факту тройку, может проигнорировать ЕГЭ, сдав пустой лист. Таким образом, получив "неуд" по экзамену, в аттестат он получит свою законную тройку. С одной стороны, это, конечно, хорошо, но знаний от + 1 балла не прибавляется ни на йоту. Стоит отметить: один балл плюсуется только по обязательным предметам (русский язык и математика), что исключает возможность полностью проигнорировать выпускные экзамены.
По окончании школы теперь выдаётся не просто аттестат, а сертификат с оценками и баллами. И если начать подготовку школьников к ЕГЭ ещё с 9‑го класса, то шанс получить прекрасный сертификат значительно увеличится. А значит, и увеличится шанс на поступление в желаемый вуз.
Смотрите также:
- Двух выпускников удалили с ЕГЭ по русскому языку в Брянской области →
- Единый госэкзамен на Брянщине сдадут более 6 тысяч выпускников →
- ЕГЭ по математике в Брянской области прошел без нарушений →