Жизнь в Гулаге

   
   

Вот и завершилась публикация мемуаров Исаака Кислика, названная нами "Узник Гулага". На протяжении восьми номеров мы печатали воспоминания отца нашего штатного юмориста Бориса Кислика о его жизни в сталинских лагерях. Это первый наш подобный опыт эпистолярного марафона, и судя по вашим многочисленным отзывам (читайте ниже) - удачный. Один из читателей Алексей Григорьев из Новозыбкова даже назвал Исаака Кислика брянским Солженицыным, и в общем-то в чем-то оказался прав. Своему сыну Исаак Кислик написал: "Дорогому Боре с пожеланиями долгой и счастливой жизни. И пусть это никогда не повторится". Мы тоже присоединяемся к этому пожеланию.

Андрей Воробьёв, главный редактор "АиФ-Брянск"

Осмысление прошлого

Так уж судьба распорядилась, что на канале ОРТ появился фильм Николая Досталя "Завещание Ленина" по произведениям Варлама Шаламова, а в "АиФ-Брянск" ваш "Узник Гулага" Исаака Кислика.

Мы все ещё не готовы взглянуть в лицо своего прошлого. Речь даже не о покаянии, но хотя бы об осмыслении того, что с нами произошло. Отсутствие этого осмысления отбрасывает какую то мрачную тень на наше настоящее и будущее. Вы посмотрите, мы исполняем сталинский гимн лишь слегка подновленный. Это же трагифарс, когда Ельцина, отменившего этот гимн, хоронят под его звуки. А накануне Дня Победы я вижу на улицах Москвы среди других военноначальников огромный портрет Ворошилова, "героя" Великой Отечественной. Ну, какой он герой Отечественной войны? Зато точно известно, что в свое время он обратился к Сталину с предложением распространить репрессии на несовершеннолетних детей, и предложение было принято. Был издан приказ, что расстреливать можно с двенадцати лет. А как активно Ворошилов участвовал в уничтожении верхушки Красной Армии в 1937 - 1938 гг.

Александр Казанцев, 57 лет, г. Брянск

Попали в обойму

Ваша газета так здорово попала в "обойму" с фильмом на первом канале о Шаламове. И пусть АиФ всегда будет первым.

Александр Никитский, г. Брянск

Ну так "зацепило"!

Николай Фетисов, г. Брянск

То, что было напечатано в "АиФ-Брянск", лишь верхняя часть айсберга страны под названием Гулаг. У меня тоже дед сидел в сталинских лагерях, и я не могла без слез читать вашего "Узника Гулага". Мой дед в отличие от Исаака Кислика не оставил воспоминания, но то, что он мне рассказывал о своей лагерной жизни, было страшно. Спасибо вам за это документальное повествование.

Вера Лучкина, г. Клинцы

Вот они сталинские лагеря, такие как они есть на самом деле. Варлам Шаламов написал: "Метили в коммунизм - попали в Россию". Слава богу, что теперь Гулаг стал историей. Хочется верить, что он больше никогда не повторится.

Иван Сидоренко, Почеп

Главу, когда у автора не осталось больше сил жить в сталинских лагерях, я не могла читать без слез. Знаете, было такое ощущение, что все это я пережила сама. И как травили собаками, и как хлебала баланду, и как постоянно голодала. Побольше бы таких воспоминаний.

Алла Фроликова, г. Брянск

Я читал вашего "Узника Гулага" и ловил себя на том, что вот он наш брянский Солженицын. Написано честно, проникновенно, невозможно оторваться от чтения. Подумал: а если бы каждый прошедший Гулаг оставил нам свои воспоминания... Тогда бы получилась единая книга обвинений сталинизму.

Алексей Григорьев, Новозыбков

Смотрите также: