Прерванный аккорд, или Как я принимал "первую рояль мира"

   
   

За свою долгую жизнь писатель Валентин Динабургский встречался со многими известными людьми, составившими гордость России. Мы обратились к Валентину Давыдовичу с просьбой поделиться своими впечатлениями, которые сегодня, 8 Марта он посвящает вам, любимые женщины.

Редакция "АиФ - Брянск"

У гениев - глас предчувствия несомненно развит острее, чем у простых смертных.

Гением Святослава Теофиловича еще не величали: великий, несравненный, все эпитеты превосходных степеней ему были присущи. Гением его признают потом. В молодости он собирался стать композитором, но вскоре понял, что превосходный исполнитель - значимее заурядного композитора. Поняв это, сосредоточил весь свой талант на прочтении Бетховена, Шуберта, Шопена... Его репертуар состоял из стольких шедевров, что одно перечисление их заняло бы всю газетную страницу. Наверное, трудно назвать страну, большой город, где бы Рихтер не ошеломлял знатоков своей виртуозностью и глубиной проникновения в суть исполняемого произведения.

Маэстро, просим в провинцию!

Дважды, по приглашению тогдашнего директора областной филармонии Галины Ивановны Сафроновой, Рихтер удостоил провинциальный Брянск своим посещением. Концерты проходили в зале Дворца пионеров (это там, где ныне находится ТЮЗ), в зале музыкального училища. Не такая уж высокая в Брянске музыкальная культура, чтобы даже на Рихтера ломились стеной. Но скромные залы были полны.

Шел июнь 1968 года, я работал директором городского парка. В моем ведении был и летний театр, где хранился филармонический "Беккер". И вот однажды открылась дверь моего кабинета, и Галина Ивановна, пропуская вперед невысокого коренастого человека, гордо сказала: "Вручаю вам первую рояль мира!" Мы познакомились, пожав друг другу руки. Директор сказала: "Святославу Теофиловичу необходимо заниматься не менее четырех часов в день". (Это помимо концертов!) А поскольку рояль в филармонии был только один, то, кроме как в летнем театре, заниматься ему было негде.

Мы вошли на сцену театра, где стоял инструмент. Рихтер бегло скользнул по клавиатуре и, видимо, остался доволен. Галина Ивановна удалилась организовывать вечерний концерт, а мы с Рихтером остались, и он без промедления начал разминку пальцев, извлекая из рояля море звуков, а я присел за его спиной и стал наблюдать за необыкновенной пляской гибких пальцев, вслушиваясь в аккорды и пассажи знаменитого музыканта.

От лиха никто не застрахован